§ 21. Религия



1. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?

Основными чертами религиозного мировоззрения являются представления о сакральном (от лат. sacri – священный) мире и о возможности общения с ним. С этим миром верующие соотносят свои представления о жизни, о целях человеческого бытия.

2. Охарактеризуйте функции религии. Какие из них, на ваш взгляд, является самыми важными в жизни современного общества? Свое мнение аргументируйте.

Важнейшая из функций религии - мировоззренческая. С ней тесно связана регулятивная функция. С помощью определенных ценностей, идей, традиций, обычаев религия влияет на деятельность и сознание людей. Каждая религия вырабатывает свои нормы и образцы поведения, осуществляет контроль за их соблюдением, поощряет и наказывает за их исполнение или неисполнение.

Интегративная функция. Религия дает человеку возможность объединиться с людьми, придерживающимися единых обычаев, взглядов, ценностей, верований. Религия укрепляет социальную связь единоверцев, поощряет послушание, поддерживает традиции. Вместе с тем каждая религия противопоставляет свои ценности, идеалы, нормы другим, сформировавшимся на базе иного вероучения, культа и церковной организации.

Культуротворческая функция религии связана с тем, что религия представляет собой особую форму накопления и передачи культурного опыта от одного поколения к другому. Некоторые религии, например, христианство, способствовали развитию письменности, образования, формировали особые жанры искусства.

В жизни современного общества самыми важными функциями религии являются мировоззренческая и интегративная функции. Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. А интегративная функция даёт возможность поддерживать традиции в обществе.

3. Приведите примеры выполнения религией ее культуротворческой функции.

Под культуротворческой функцией подразумевается созидание высокодуховных, нравственно безупречных, в определенной мере совершенных объектов в искусстве, философии, науке, а также формирование неких особенных и значимых качеств, характеризующих как Перечисленные области духовного бытия, так и относящихся к ментальности народа, формам социального бытия, социальным группам.

Наиболее яркий пример - ведение христианства на Руси. До этого было язычество. Люди жили по старым традициям, передавали молитвы из поколение в поколение устным способом. При введение христианства на Руси появились церковные книги, Библия, возникла необходимость их читать. Возникла письменность на основе кириллицы - алфавита, что пришел к нам из Византии. Впоследствии, через несколько веков именно необходимость увеличения церковных книг способствовало развитию книгопечатания.

Повсеместно стали строиться церкви по образцу Византийской культуры. Так стала развиваться архитектура. Церковный хор и церковные песнопения - один из источников развития музыкальной культуры на Руси. Приблизительно то же самое можно сказать и про другие страны Европы, которые переходили от язычества к христианству.

4. В чем состоит основное отличие национальных религий от мировых?

Мировая религия — религиозное течение, распространившееся среди народов различных стран и континентов, т. е. всемирная религия. В настоящий момент этим термином обозначаются только три течения (приведены в порядке численности последователей): 1. Христианство; 2. Ислам; 3. Буддизм.

Иудаизм, индуизм, конфуцианство, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями.

Критерии мировых религий:

Чтобы религия считалась мировой, она должна удовлетворять следующим критериям, предложенным ЮНЕСКО :

- объединение крупной общности людей;

- наличие последователей во многих странах и среди различных народов.

В советской науке под мировыми религиями обычно понимались буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Кроме того, использовались дополнительные критерии, которые отсекали ряд религий:

- мировая религия не может служить признаком национальной идентичности

- должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сходными течениями

- наличие влияния на ход развития мировой истории, мирового искусство и пр. , при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах.

А Национальные религии - религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.

5. Каковы основные характеристики нетрадиционных религий? Чем можно объяснить их распространение в современном мире?

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмой (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни. Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу коммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира. Важно подчеркнуть еще одну характерную черту деятельности нетрадиционных религий. Речь идет о том, что в рамках секты для контроля за поведением ее приверженцев используются средства исключительного манипулирования: гипноз, медитация, изнурительные, длительные молитвы и заклинания. Культовые процедуры обычно носят здесь сугубо коллективный характер, исключающий всякие субъективные, свободные проявления. Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированную к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения. Общая характеристика деятельности таких религий включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличается активной миссионерской работой, причем это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь применяются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромными массовыми аудиториями и доверительные беседы. Во-вторых, широко используются средства массовой информации. Известно, что многие секты для популяризации своих вероучений ведут регулярные передачи по телевизору и радио, публикуют рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что они располагают огромными финансовыми возможностями. В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тоталитарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем насаждения жестко дисциплины и применения психотропных средств. Все это представляет яркую опасность для физического и психического здоровья людей.

6. К каким последствиям, на ваш взгляд, приводят отступления от принципа свободы совести?

Время запретов свободы совести прошло, и именно это и вызвало сегодня беспросветную анархию в государстве, нигилизм законов, нежелание следовать идее общего благосостояния. Каждый сам за себя, у каждого своя совесть.

Плюрализм мнений, я уверен, ни к чему хорошему не приведет. Принцип свободы совести зародился в религиозной сфере общества, как ответ на засилье ее догм и законов в личной жизни человека. Тогда, например, в Западной Европе, во времена Реформации люди пожелали освободиться от ее гнета.

Теперь же, когда мы все свободны от церкви, наблюдается картина острого противостояния разных конфессий, идей, взглядов. Многочисленные религиозные и другие организации просто раскалывают страну на мелкие кусочки. Я думаю, что если мы немного ограничим свободу совести, то это будет только на пользу нам всем. Нужно только заключить общественный договор.