Урок обобщения по теме «Социальная жизнь общества»



1. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие определенные социальные функции.

Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.

Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества.

Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы.

Страта – социальная группа, отличающаяся по своему статусу в социальной иерархии общества.

2. Почему средний класс является гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе?

Средний класс в наши дни является гарантом экономической, политической и социальной стабильности в обществе, основой общественной поддержки существующей власти, потому как, средний класс составляет значительную часть населения развитых стран. Средний класс включает врачей, ученых, юристов, инженеров, чиновников среднего и высшего уровня, владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм, высококвалифицированный рабочих и др.

3. Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.

На постсоветском пространстве основным стратификационным критерием стал масштаб присвоения собственности, что отражало происходящие социальные изменения. Например, в 1990 г. доля доходов, полученная от официально не учитываемой тогда предпринимательской деятельности составила 2% от всех доходов, в 1999 г. – 12%. Социологи отмечают, что критерий дохода стал основным и в оценках населением своего положения в обществе. Например, в ходе многочисленных социологических опросов выяснилось, что 2/3 опрошенных жителей нашей страны обеспокоены низким уровнем своих доходов.

Положение населения, согласно статистических данных обобщённых социологами, выглядит следующим образом:

1. Богатые люди (1,5 % населения)

2. Состоятельные (могут позволить отдых в дорогих санаториях, дорогие покупки, поездки и т.д.) 5-6 %

3. Обеспеченные (ощущают ограничения при покупке дорогих вещей) 8-9%

4. Среднеобеспеченные (осуществляют выбор: либо дорогая одежда, либо хорошее питание) 14%

5. малообеспеченные – ощущают затруднения при покупке качественной еды, одежды (17%)

6. Бедные (47%)

7. Нищие (7%) [5, с. 192].

Однако, для того, чтобы представить картину белорусского общества, недостаточно использовать один критерий дохода, необходимо сопоставление ряда социально-статусных критериев. Социально-классовая иерархия населения:

1. Высший слой (новая элита, владельцы банков, фирм, чиновники в должности министра и др.).

2. Высший средний слой (директора, предприниматели, артисты и др.)

3. Средний слой (профессура, врачи, юристы и др.)

4. Низший средний слой (учитель, инженер и др.)

5. Низший слой (рабочие, служащие и др.)

6. Паразитические слои (грабители, проститутки)

7. Маргинальные слои (нищие, бомжи).

Критериями для разделения белорусского общества на данные группы являются следующие: доход, влияние в политической сфере, образование, престижность профессии, наличие социальных гарантий, уровень сознания. Эти семь индикаторов находятся во взаимосвязи.

Многообразие взаимно пересекающихся связей и взаимодействий выделенных групп индикаторов предопределяет сложную панораму социально-стратификационных изменений в современном белорусском обществе.

4. Что такое нация? Конкретизируйте процесс формирования наций на примере белорусской нации.

Нация – тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Нация (от латинского nation – племя, народ) – историческая общность людей, которая характеризуется устойчивыми экономическими и территориальными связями, общностью языка, культуры, характера, быта, традиций, самосознания. Нации возникают на базе феодальной народности в период становления капиталистического способа производства. Решающую роль в преобразовании народностей в нации играют капиталистические экономические связи, формирование внутреннего рынка. Непосредственно связан с экономическим фактором при консолидации наций социальный, политический, демографический. На территории Беларуси данный процесс начинается со второй половины XIX в.

Процесс формирования белорусской нации обуславливался:

1. Основная территория проживания белорусов входила в границы пяти губерний: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилевской. Количество населения, согласно переписи 1897 г. составляло в современных границах Беларуси 6, 887 тыс. чел. Удельный вес представителей коренной национальности превышал 73% [2, 214]. Значительная доля белорусов проживала на сопредельных территориях Республики Беларусь – Черниговской, Смоленской областях, в Литве, Латвии, Польше. Около 90% представителей белорусского этноса жили в сельской местности. Примерно 40-50% городского и местечкового населения составляли евреи, что было связано с существованием в пределах 10 западных губерний Российской империи черты оседлости евреев; около 20% горожан были русскими, белорусы же составляли 17,1 % [2, 215].

2. Ускорение после реформы 1861 г. темпов экономического развития: а) расширение капиталистического предпринимательства в промышленности; б) постепенная переориентация помещичьих хозяйств на рынок; в) увеличение бессословного землевладения, г) развитие торговли и путей сообщения; д) интенсивное железнодорожное строительство. Все это способствовало созданию на территории Беларуси единого экономического региона и в то же время становлению белорусской нации.

3. Продолжалось становление нового белорусского литературного языка. Формирование его в это время проходило преимущественно в жанрах художественной литературы и публицистики. После введения закона о свободе печати в 1905 г. и появления белорусскоязычных легальных изданий, особенно «Нашай Нiвы», формирование литературного языка, разработка его научной терминологии пошли быстрее.

4. Процесс созревания нации проявился в национальном движении. Белорусское движение взрастало в спорах российских и польских шовинистов за господство над территорией края. В 80-х гг. XIX в. в Петербурге действовал белорусский народнический кружок «Гомон», который дал обоснование существования самостоятельного белорусского этноса, определил задачи перед интеллигенцией по распространению национального самосознания. В начале 90-х гг. в Москве и Петербурге действовали организации белорусского студенчества под руководством А. Гуриновича, М. Абрамовича и др. В 1900 – 103 гг. в Петербурге возникли национальные организации В. Ивановского, братьев А. и И. Луцкевичей, которые стали началом создания первой белорусской политической партии – Белорусской социалистической громады.

5. Развитие белорусской национальной культуры – это показатель степени зрелости нации.

Становление буржуазного общества в Беларуси имело ряд специфических черт.

1) Запрещение евреям селиться вне городов и местечек.

2) Экономическая слабость городов, невозможность найти в них работу для большого количества малоземельных крестьян.

3) Искусственное сдерживание разложения помещичьего землевладения.

Все это деформировало социально-классовую структуру буржуазного общества, сдерживало формирование белорусской нации.

4) Белорусская национальная буржуазия находилась еще на стадии становления и представляла собой наиболее слабую прослойку местной многонациональной буржуазии – только 1,7 % [1, 386]. Основные капиталы края находились в руках польских и русских помещиков, еврейских купцов и промышленников. Слабость национальной экономической элиты - буржуазии и дворянства – стало причиной немногочисленности и замедленного созревания национальной интеллигенции.

5. Зажиточная часть, разделенная на православных и католиков, до конца не осознала своего национального единства и часто безразлично относилась к проявлению национального движения. В целом, разделение белорусского этноса на католиков и православных отрицательно сказалось на формировании белорусской нации.

6. Крестьянство, пролетариат и полупролетарские слои общества в Беларуси состояли преимущественно из представителей белорусского этноса – 76 % всего населения края этих социальных слоев [5, 173].

7. Абсолютное большинство белорусов проживало в сельской местности - более 90% [1, 387].

Процесс формирования белорусской нации сдерживался общим направлением политики правительства. После подавления восстания 1863 г. царизм окончательно избавился от иллюзий относительно польского культурно-политического влияния на территории Беларуси и перешел на путь интенсивной русификации:

1) основой стало создание социальной базы политики – расширение русского землевладения.

2) Благодатная почва для русификации края – наличие многочисленного православного крестьянства. По переписи 1897 г. православные среди белорусов составляли 81,2 % [1, 387]. 3) Школа была целиком переведена на русский язык обучения.

4) В официальной пропаганде насаждалась мысль белорусам, что они русские и не имеют никаких отличий, кроме локально-диалектических.

5) Усиленно насаждалась идеология «западноруссизма»: белорусы не самостоятельный этнос, а ответвление русского народа. Соответственно писалась белорусская история.

Итак, процесс формирования белорусской нации обуславливался особенностями и характером социально-экономического развития, направлением политики российского правительства, традиционными чертами национально-культурного развития. Все это привело к замедленному характеру формирования белорусской нации, ее самобытным чертам. Конец XIX – начало ХХ вв. - период, когда начинается национальное возрождение белорусского народа.

5. Докажите или опровергните тезис: «современная семья переживает кризис».

Я считаю, что семья на сегодняшний день переживает кризис.

Причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит и факт уменьшения деторождения в браке. Как-никак, а по своему заданию супруги до сих пор вступали в брак, грубо говоря, не только "ради удовольствия", но и продолжения потомства. Иметь детей, и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключе­нием, чем-то ненормальным. Что же мы видим в последние десятилетия? А то, что рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети - "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки, мешают работе или выездам на балы, портят бюст матери и ее красоту, преждевременно ее старят, заставляют отца надрываться в излишней работе и т. д. и т. д. Мотивы приводят разные. Но, как они ни разнообразны, факт остается фактом: процент брачной рождаемости падает. В ряде стран, как, например, во Франции, это явление общеизвестное. То же наблюдается и во всем культурном мире. Приводить цифры, доказывающие этот факт, излишне в виду общеизвестности и неоспоримости данного явления.

Иначе обстоит дело в браке без детей. Единственная связь супругов - это духовное и телесное единение. А то и другое, как известно, весьма часто бывает хрупким, и нередко подвергается искушениям и соблазнам.

Одной из главных основ семьи и брака была религия и ее покровительство браку и семье как религиозному, священному установлению. На этом основании брак был объявлен "таинством", семья - учреждением божества, охраняемым церковью и государством, посягательства против нее - грехом и великим преступлением. Весь авторитет церкви, вся ее святость и в силу этого вся сила государства были пущены в ход для защиты семьи и основ брака. Человек, собирав­шийся посягнуть на семейный союз, должен был считаться не только с вопросом удобства и счастья, как теперь, но должен был пойти на великий грех, посягнуть на догматы и авторитет церкви, потерять душу, предать ее дьяволу и сверх того считаться с немалыми карами, налагавшимися государством.

Потеря этой религиозной основы брака и семьи имела громадное значение. То, что раньше было божеским установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства.

Разрыв или осквернение брака прежде означали оскорбление божественного установления и заповедей, теперь превратились в обычное явление. Если раньше трудно было решиться на разрыв, то теперь все лишние препятствия пали. Говоря коротко, исчезновение религиозного характера брака дало возможность более легко и лишь с точки зрения удобства рассматривать и относиться к нему. Бла­годаря гражданскому браку исчез один из рычагов, ранее принуж­давших более строго и серьезно относиться и уважать "от Бога данную" связь.

Одним из проявлений кризиса семьи является – развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15 % женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Семья распадается и как хозяйское целое. До сих пор наряду с другими задачами она выполняла и хозяйственные функ­ции. Семья была одновременно и "очагом" в смысле кухни и сто­ла, приготовления запасов, одежды, необходимых для хозяйства предметов и т.п. В прошлом она была целой хозяйственной едини­цей, или, говоря языком экономистов, "замкнутым натуральным хозяйством". С развитием капитализма ее хозяйственные функции сокращались. Машина, торговля и магазины отняли у нас множество хозяйственных дел. Не раз воспетый семейный обед, или чай, или кофе, с прекрасной хозяйкой за столом, с радушным хозяином и милыми детьми - этот образ отходит в прошлое. На место их приходят прозаические рестораны, кафе и столовые, и чем плотнее население, чем крупнее центр и город, тем быстрее выживают эти "публичные" учреждения старый, милый образ застольных семейных картин.

И чем оживленнее и крупнее город, тем резче отмечается этот процесс и, нет сомнения, будет расти все больше и больше. Выходит, что и с этой стороны семья потеряла один из тех стержней, который раньше собирал около себя членов семьи, и тем самым давал возможность видеться, обмениваться друг с другом, говоря коротко, прямо или косвенно сближал их.

Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью.

6. Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.

Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.

Большие группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.

Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.

Вторичные группы — социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через членство в каких-либо институтах и организациях.

Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.

Все большие группы являются вторичными.

Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.

В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы.

Подходы к формированию социально-групповой структуры общества

Традиционный подход включает в себя несколько подструктур:

демографическая подструктура (половая, возрастная)

этноподструктура (племя, народность, нация)

территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)

классовая подструктура (классы и социальные группы)

семейная подструктура.

7. Приведите примеры, показывающие конфликты социальных групп в различных видах социальных отношений. Какие интересы социальных групп столкнулись в этих конфликтах? Политические отношения. - Октябрьская революция и гражданская война в России.

Столкновение интересов пролетариев и буржуазии.

В данном случае столкнулись интересы рабочих и их работодателей, и представителей власти. Рабочих не устраивало материальное положение, т.е. заработная плата, ненормированный рабочий день, социальная несправедливость, жесткие налоги и бессмысленные войны.

Помещики и крестьяне – это те классы, которые на протяжении многих веков между собой вели войну. И даже после отмены крепостного права в 1861 г. противоречия не завершились.

8. Каждый человек от рождения занимает какую-либо ячейку в социальной структуре общества. Мог ли он ее изменить в условиях феодального общества? В условиях классического капитализма? В современном обществе? Что для этого необходимо?

Я считаю, что в феодальном обществе – человек не мог изменить занимаемую ячейку в социальной структуре общества. В условиях классического капитализма – данная возможность у человека появилась. В современном обществе – может. Для этого необходима определённая сумма прав и свобод.

9. Подготовьте сообщение «Пути решения демографических проблем современного общества».

Пути решения демографических проблем современного общества.

Демографическая ситуация в современном мире достаточно сложная, а в чем-то даже тревожная. Это связано с непрерывным увеличением численности населения нашей планеты. Примерно 7 тыс. лет назад, в эпоху неолита, на Земле проживало, по мнению ученых, не более 10 млн. человек. К началу XIX в. эта цифра приблизилась к миллиарду. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг. XX в., а в наши дни население Земли составляет значительно больше 6 млрд. человек. Согласно прогнозам специалистов ООН к концу первой четверти XXI в. численность жителей Земли может составить около 9 млрд. человек. В дальнейшем рост населения нашей планеты замедлится.

При этом население разных регионов планеты растет весьма неравномерно. В развитых странах, таких как Голландия, Франция, Дания, Германия, в последнее время не обеспечивается простое воспроизводство населения. В то же время прирост населения в развивающихся странах за последние 25 лет века составил более 2 млрд. чел. На развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки приходится свыше 9/10 прироста мирового населения. «Демографическим взрывом» встревожены ученые, обеспокоены правительства многих стран с высокой рождаемостью. Подавляющее большинство населения этих стран не имеют нормальных условий жизни (нехватка продуктов питания и питьевой воды, отсутствие элементарной медицинской помощи, острая жилищная проблема и др.). О бедственном положении развивающихся стран говорит тот факт, что смертность детей до одного года в них в несколько раз выше, чем в развитых странах.

Очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня многие развивающиеся страны столкнулись с проблемой голода. Но, по прогнозам ученых, рождаемость достигнет простого воспроизводства (т. е. замены поколений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 г., в Южной Азии — не ранее 2060 г., в Африке — не ранее 2070 г. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо дальнейший рост численности населения едва ли посилен для планеты, биосфера которой не в состоянии обеспечить подобное количество людей необходимым для жизни продовольствием.

Ученые-демографы указывают также на неблагоприятные качественные изменения структуры мирового населения, происходящие в результате «демографического взрыва» второй половины XX в. В этой структуре растет количество людей малообразованных, неустроенных, не имеющих конструктивных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Возникает угроза ослабления трудовой этики и широкого распространения таких антисоциальных явлений, как наркомания, бродяжничество, преступность.

Важнейшим показателем зрелости социального развития является продолжительность жизни. В среднем в развитых странах она составляет 73 года, в развивающихся – гораздо ниже. Если доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты составляла в 1950г. – 2/3, в 1975г.- 3/4, в 2000г. – 4/5, то, по прогнозам, к середине XXI в. будет составлять уже 9/10.

В современном мире все больше растет понимание необходимости совместных усилий в решении демографических проблем. Настоятельно необходимым становится создание такой системы международных отношений, которая бы способствовала экономическому, социальному и культурному прогрессу всех стран и народов мира. Для обеспечения простого воспроизводства народонаселения необходимо, чтобы в каждой семье рождалось в среднем 2–3 ребенка.

Для современного возрастного состава Беларуси характерно увеличение доли лиц в старших возрастах и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Этот возрастной состав сложился, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости. Кроме того, сильное влияние на него оказали последствия Второй мировой войны. Эта война не только унесла миллионы жизней, но и породила так называемые «демографические волны», т.е. привела к уменьшению числа детей в возрастных слоях людей, родившихся в годы войны, а также у их детей и внуков. В последнее время рождаемость несколько увеличилась, но она еще не превышает смертность.

10. В современном мире существует более двух тысяч различных наций, причем большинство из них проживает в многонациональных государствах. Национальный вопрос на всём протяжении истории является одним из самых острых. Проанализируйте известные вам из курса истории примеры национальных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движении? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения.

В истории национальных движений было очень много, можно привести примеры:

- В США - конфликт между белыми и неграми. Причины - негры изначально в Америку привозились из Африки в качестве рабов, поэтому к ним отношение было как к рабам. Последствие: негров не считали за людей, им приходилось бороться за свои права. Пути решения: решать данный вопрос на законодательном уровне.

- Проблема евреев и арийцев. Причины: арийцы считали себя высшей расой, в следствии чего они хотели уничтожить другие расы, в особенности пострадали от них евреи, хотя бы вспомнить гетто. Пути решения: данный вопрос решать на законодательном уровне.

11. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной группы?

Молодость — время формирования мировоззрения и гражданского сознания, выбора жизненных ориентиров, адаптации к миру взрослых, овладения профессией, достижения экономической независимости, осознания разных видов ответственности.

Социально-психологические качества молодежи обусловлены ее промежуточным положением в структуре общества.

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

- высокий уровень социальной мобильности;

- активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

- освоение профессий и перспективы карьерного роста;

- усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

- территориальная подвижность;

- неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

- радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

- стремление выделяться, отличаться от остальных;

- объединение в нефор­мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

- существование специфической молодежной субкультуры.

12. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особенности субкультуры белорусской молодежи?

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой-либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Особенностью субкультуры белорусской молодежи заключается в том, что она менее распространена среди молодёжи. В основном белорусская молодёжь склонна к массовой культуре.