§ 17. Наука и культура в России в первой половине XIX в.



1. Кто и каким образом мог получить образование в России в первой половине XIX в.? Как вы думаете, давало ли образование какие-либо преимущества людям недворянского происхождения?

В первой половине XIX в. в России образование было доступно не для всех. Количество средних учебных заведений в данный период времени увеличивалось, хотя и медленно. Многие дворянские дети получали образование в частных учебных заведениях – пансионах, а некоторых учили домашние учителя – гувернёры. Как правило это были французы или немцы, и зачастую не очень образованные. Среди крестьян грамотными можно было назвать лишь только 5 %. Но неграмотные люди встречались даже среди духовенства. Людям не дворянского происхождения, даже с образованием было тяжело получить хорошую должность.

2. Расскажите о достижениях русских учёных первой половины XIX в.

В первой половине XIX в. больших успехов достигла наука. Этому свидетельство достижения русских учёных: Лобачевский Н.И. – создал новую неевклидовую геометрию, совершившую переворот в представлении человека о природе и пространстве. Зинин Н.Н. – впервые систематизировал анилин и тем самым заложил основы производства синтетических красителей для текстильной промышленности. Пирогов Н.И. – впервые провёл операцию под наркозом на поле боя, ввёл неподвижную гипсовую повязку и предложил ряд хирургических операций. Струве В.Я. – большой вклад внёс в развитие практической и звёздной астрономии. Карамзин Н.М. – по поручению Александра I написал 12-томную «Историю государства Российского» - один из фундаментальных трудов в Российской историографии. Крузенштерн И.Ф., Лисянский Ю.Ф. – осуществлена кругосветная экспедиция, Беллинсгаузен Ф.Ф. – руководитель экспедиции, которая в 1820 г. открыла Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океане.

3. Назовите основные течения (направления, стили) в литературе и искусстве России в первой половине XIX в.

Основными литературными направлениями в литературе России в первой половине XIX в. были классицизм, которому на смену пришёл сентиментализм, который сменил романтизм. В искусстве основными стилями были: романтизм и реализм.

4. Подготовьте сообщение об одном из знаменитых писателей, художников, скульпторов, архитекторов, артистов.

Александр Андреевич Иванов (1806 - 1858) - русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834-1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836-1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

5. Почему М.И. Глинка считается родоначальником русской национальной музыки?

Глинка действительно считается родоначальником русской классической музыки, зачинателем двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка), он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.

6. Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века» русской культуры. Постарайтесь объяснить, почему.

Первая половина XIX в. в истории России получила название «золотого века», потому что в данный период времени Россия пережила культурный и духовный подъём.

7. Продолжите заполнение таблицы «Развитие миррой науки и культуры в XIX начале XX в.»

Развитие миррой науки и культуры в XIX начале XX в