§ 11. Изобразительное искусство, архитектура, музыка



1. Назовите крупнейших художников-романтиков и художников-реалистов XIX – начала ХХ в. Расскажите об их творчестве.

Художники-романтики:

- Эжен Делакруа (1798 - 1863). Он являлся ключевой фигурой европейского романтизма, был знаменитым французским художником. В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина «Свобода, ведущая народ» (1830). Художник увековечил на полотне революцию 1830 г. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению.

Художники-реалисты:

- Гюстав Курбе (1819 – 1877) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись - предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна», «Послеобеденное кофе в Орнане», «Разбиватели шоссейного камня», «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар» и мн. др.

- Жан Милле (1814 - 1875) - французский художник, один из основателей барбизонской школы. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», - говорил он о себе.

Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине «Сборщицы колосьев» (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне - только так им удастся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.

Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры - муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя.

2. Какие исторические события отражены в творчестве Ф. Гойи и Э. Делакруа?

В творчестве Ф. Гойи и Э. Делакруа отражены события разочарования в идеалах Просвещения и результатах Великой французской революции, пессимизм и стремление к гармонии, духовной целостности личности, поиски новых абсолютных идеалов.

3. Каких знаменитых композиторов XIX в. вы знаете?

Знаменитыми композиторами XIX в. являются: Людовиг Бетховен, Ференц Лист, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди, Джоакккино Россини и др.

4. Какое влияние оказала промышленная революция на развитие архитектуры?

Промышленная революция оказала значительное влияние на развитие архитектуры. Благодаря достижениям научно-технического прогресса в XIX в. намного быстрее возводились крупные административные здания. С середины столетия в строительстве стали применяться новые материалы, особенно железо и сталь. В городах появились новые типы сооружений: вокзалы, стальные мосты, банки, здания выставки и др.

5. Объясните значение понятий «импрессионизм», «неоклассицизм», «неоготика», «модерн» («ар нуво»).

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приёмов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Неоклассицизм – термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Неоготика – наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей.

Модерн («ар нуво») - (фр. moderne – новейший, современный) стиль в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи и скульптуре; возможно, последний единый художественный стиль в европейском и американском искусстве конца 19–начала 20 в. Время его формирования - 1890-е годы, когда художники предприняли попытку порвать с теми художественными принципами, которые казались им исчерпавшими себя и стереотипными. Живописцы и скульпторы отвергали принцип подражания природе, архитекторы и дизайнеры осуждали копирование старых стилей. Они стремились к стилистическому единству: чтобы картинам и шпалерам, украшающим стены, соответствовали мебель, изделия из стекла, столовые приборы, а также одежда, ювелирные украшения и вообще все, что находится в оформленном ими пространстве. Главными особенностями стиля были образная ассоциативность, изощренный символизм форм и значений, подчеркнутая декоративность и двухмерность изображения, бег извилистых гибких линий, плоскостные узоры. Было не важно, предназначался ли такой линеарный декор для книжной обложки или для фасада здания.

6. Начните в тетради заполнение таблицы «Развитие мировой науки и культуры в XIX – начале ХХ в.».

Развитие мировой науки и культуры в XIX – начале ХХ в

7. В чём заключается горький смысл высказывания Г. Берлиоза: «Время – великий учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников»?

Я считаю, что в данном высказывании заложен следующий смысл: все научные открытия и изобретения со временем становятся обычным явлением, и заслуги учёных не особо запоминаются потомками.