§ 10. Художественная литература



1. В каких условиях развивалась европейская литература XIX – начале XX в.? Назовите её выдающихся представителей.

Европейская литература XIX – начале XX в. развивалась в тяжёлых условиях революционного времени, когда на глазах у всех рухнул старый феодальный мир и на смену ему пришёл мир буржуазный, в котором мерилом всего стали деньги. Наиболее выдающимися представителями европейской литературы XIX – начале XX в. являются: В. Гюго, Джордж Гордон Байрон, Перси Биш Шелли, Джон Китс, Вальтер Скотт, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс и др.

2. Сравните взгляды романтиков и реалистов. В чём их различие?

Романтики воспевали безграничную свободу, отвергали существующую действительность во имя более просветлённого будущего, т.е. пытались больше всё идеализировать, стремясь воздействовать не на разум, а на чувства. Реалисты же наоборот объективно отражали жизнь такой, какой она была на самом деле, - во всей обнажённости, не скрывая её уродливых сторон. Но, тем не менее оба данных направления выступали с критикой революции.

3. Составьте по теме урока список произведений художественной литературы, с которыми вы знакомы. Какие из них вам особенно понравились? Объясните, почему.

Мне очень нравиться роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». События, описанные в романе, относятся к концу XV века. В центре внимания - образ Собора, произведения готической архитектуры XII-XIV веков. Однако меня в сюжетной линии произведения при чтении больше всего волновала судьба испанской цыганки Эсмеральды. Замечательно описаны красота этой девушки и ее чувства. В то же время Гюго показывает трагизм положения Эсмеральды, когда ее обвинили в убийстве, подвергли пыткам и приговорили к смерти. А ее возлюбленный Феб хладнокровно воспринял это. Совершенно иначе относится к Эсмеральде звонарь Квазимодо. Он искренне любит Эсмеральду, спасает ее и прячет в соборе. Увы, но смерти Эсмеральде избежать не удалось. Однако уже в потустороннем мире Квазимодо все-таки обнял свою возлюбленную.

Трагедия Иогана Вольфгана Гёте «Фауст» в которой автор размышляет о смысле бытия, возможностях и пределах человеческого разума и духа.

Произведение Чарльза Диккенсона «Домби и сын», в котором автор показывает какое разрушительное влияние на личность человека оказывает жажда денег и мн. др.

4. Произведения каких авторов могут помочь в изучении истории Европы XIX в.?

В изучении истории Европы XIX могут помочь следующие произведения:

- Вальтера Скотта «История Шотландии» в двух томах, «Пуритане», «Роб Рой» и др.;

- Виктора Гюго "Отверженные";

- Льва Толстого "Война и мир";

- Онре де Бальзака «Человеческая комедия», состоящая из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды»;

- Стендаля «Красное и чёрное» и др.

5. Подумайте, почему многие литературные произведения конца XIX – начала ХХ в. были наполнены тревожными предчувствиями и ощущением трагичности мира.

Многие литературные произведения конца XIX – начала ХХ в. были наполнены тревожными предчувствиями и ощущением трагичности мира потому что авторы произведений – это живые люди, на которых откладывался отпечаток того времени, тех событий, которые происходили в обществе. А в конца XIX – начала ХХ в. происходили революционные изменения в обществе, которые несли неизвестность.

6. Назовите оперные, драматические, кино- и другие постановки по произведениям рассматриваемого периода.

Опера французского композитора Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» на сюжет Т.А. Гофмана, кино «Роб Рой» Вальта Скотта, кино «Красное и чёрное» Стендаля.