§ 6. XIX в. в зеркале художественных исканий. Литература



Вопрос 01. Используя знания по истории и литературе, охарактеризуйте романтизм, критический реализм, натурализм.

Ответ.

Романтизм воспевал идеал, к которому действительность даже не должна была стремиться. Идеал обычно выражался в жизни сильной личности, с сильными страстями и переживаниями, зачастую бунтарской. Такой герой редко является лидером, он не ведёт за собой людей, он скорее противопоставляет себя обществу. Литератор романтик не стремился изменить общество, максимум он надеялся, что поможет кому-то мечтать, а больше изливал на бумагу мечты собственные. Потому романтизм так часто обращался к прошлому, например, фактически заново открыл для литературы Средневековье.

Критический реализм наоборот стремился изменить общество, указав на неприглядные стороны жизни. Это направление показывало всю грязь, неустроенность и бедность низших слоёв населения. Писатели этого направления надеялись, что открыв глаза читающей публики на судьбу этих людей, они поспособствуют реформам в социальной сфере, которые облегчат жизнь самых обездоленных.

В то время, как романтизм приукрашивал своих героев, а реализм старался показать наоборот самые тёмные стороны, натурализм в противоположность им стремился показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас или сгущения красок. Именно эти литераторы во многом бесплодностью своих попыток доказали, что даже если творец не пытается как-то исказить изображаемое, полной объективности он всё равно добиться не может, потому что её не существует: каждый человек, включая писателя, видим мир по-своему. Одновременно это направление в рамках «показа жизни, какой она есть» также, как и реализм, поднимала тему уродливости бытия, потому что действительность включает и уродливость.

Вопрос 02. Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах на жизнь и роль искусства у романтиков и реалистов и в чём различие?

Ответ. И романтики, и реалисты видели, что реальная жизнь далека от идеала, но реалисты активно показывали, выпячивали это, а романтики наоборот описывали идеальных героев, лишь подчёркивая, либо невостребованность такого героя обществом и действительностью в целом, чуждость его основной массе людей, либо нереальность своих героев в современной писателю действительности.

Вопрос 03. Можете ли вы назвать исторические события, которые повлияли на творчество романтиков? Как они воплотились в их произведениях?

Ответ. Толчком к появлению реализма стала Великая Французская революция. Идеалы, которые провозглашались тогда, были похожи на сон, на мечту. Герои революции были теми самыми сильными личностями, которых стали воспевать романтики. Однако революция почти сразу показала и свою неприглядную сторону, включая массовые казни, герои революции в основном погибли на гильотине, не принятые, не понятые большинством. Те события и сформировали романтизм. У поэтов и писателей этого направления часто осталось восхищение перед планами переустройства общества, хотя в большинстве их произведений и показан идеал не достижимый. Например, борьбу греков за свободу (ещё до начала их знаменитой войны против Турции) известный английский поэт Джордж Байрон показал в своём «Корсаре».

Вопрос 04. Прокомментируйте высказывание К. Маркса о произведениях Бальзака, что они «раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты, вместе взятые».

Ответ. Бальзак показывал неустроенность и даже абсурдность бытия в современной ему действительности, получается, в капитализме. Маркс имел в виду, что книги Бальзака призывают к реформированию действительности. Однако по моим впечатлениям в этот писатель показывал больше не социальную неустроенность, а несовершенство человека как такового.

Вопрос 05. Кто из названных в параграфе деятелей литературы был активным участником общественной жизни? Как социально-политическая активность отразилась в его творчестве?

Ответ. Активным участником социально-политической деятельности был Виктор Гюго, именно из-за неё он находился в изгнании всё время правления Наполеона III. Потому во многих своих произведениях он буквально в виде манифестов излагает свои идеи отдельно, вне сюжета. Пассажи, воспевающие прогресс есть в «Отверженных», рассуждения о народе, который свергает тирана есть в «Человеке, который смеётся» и других произведениях. Фактически, политические взгляды Гюго видны во всех его романах, исключением не является даже «Бюг-Жаргаль», который писатель создал в 24-летнем возрасте, ещё будучи ярым монархистом.