§ 13. Общественное движение в годы правления Николая I

Вопрос 1. В каком направлении развивалось общественное движение после смерти Александра I? Какие причины обусловили такую его направленность?

Ответ. После восшествия на престол Николая I общественное движение в пользу реформ стало окончательно оппозиционным. Оно лучше идейно оформилось, потому разделились либеральное и социалистическое направления. Однако в сложившихся условиях у общественных движений не было возможности предпринимать конкретные шаги по улучшению ситуации в стране, они могли лишь просвещать и готовить общество к будущим переменам. Причины такого состояния общественного движения:

1) нарастал кризис феодально-крепостнического общества, необходимость преобразований становилась всё более очевидной для общественных движений;

2) после восстания декабристов режим гораздо жёстче стал контролировать жизнь общества;

3) правительство окончательно отказалось от планов реформирования государственного строя в целом;

4) впервые у консерваторов появилась своя чётко оформленная идеология.

Вопрос 2. Какие особенности общественного движения 30—50-х гг. вы считаете главными? Почему?

Ответ. Главным была уверенность в невозможности конкретных решительных действий в данный момент. Именно поэтому общественные деятели так увлекались зачастую абстрактными идеями, ведь на воплощение их в реальности не надеялись, оставляли это будущим поколениям. Многие из них пострадали за эти идеи, но будущим поколениям они, зачастую, оказались и не нужны. Одному из героев «Бесов» Ф.М. Достоевского молодёжь кричит «Идеализм 40-х годов», прогоняя его со сцены. Общественным деятелям нового периода истории нужно было решать конкретны проблемы, они восхищались декабристами, а деятелей времён Николая I в основном осуждали.

Вопрос 3. Что нового появилось в консервативном движении?

Ответ. Консервативное движение впервые обрело собственную чётко оформленную идеологическую доктрину: «Православие, самодержавие, народность». Появилась как антитезис девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Согласно теоретикам консерватизма, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».

Вопрос 4. В чем состояли различия во взглядах западников и славянофилов? Что их объединяло?

Ответ. Западники призывали идти по общеевропейскому пути развития, прививать в России европейские ценности, прежде всего ценности либеральных государств Европы. Славянофилы напротив утверждали, что у России свой особый путь, не похожий на европейский. Потому они отстаивали самобытность развития России, во многом возвращение к допетровским ценностям.

Общие черты этих движений:

1) осуждение крепостничества, всесилия бюрократического аппарата, прославление свободы личности;

2) безоговорочная пропаганда коренных изменений в стране;

3) оба течения понимали, насколько необходимы постепенные эволюционные реформы;

4) оба течения хотели мирной победы своих идей;

5) вера в величие и отличные исторические перспективы России.

Вопрос 5. Чем можно объяснить активизацию революционных настроений в российском обществе?

Ответ. Правительство явно не собиралось реформировать общественный строй и форму правления в России, при этом жестоко подавляло любые попытки даже говорить о необходимости реформ. В этих условиях некоторые уверовали, что с таким режимом не возможно бороться легальными, либо просто мирными средствами. С другой стороны перед ними был опыт европейских революций, порой положительный, а также в памяти оставалось свежо восстание декабристов, которые хоть и потерпели поражение, но показали пример борцам будущего. Потому в России также стали появляться сторонники революционного переворота.

Вопрос 6. Каковы основные идеи социалистического учения А. И. Герцена?

Ответ. Основные идеи:

1) отмена крепостного права на выгодных для крестьян условиях;

2) возможность повторения ради этого пугачёвщины, но не обязательность её, А.И. Герцен писал: «Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России», потому что по его мнению в России не было партии, которая могла бы привести народный гнев к правильным результатам;

3) ликвидация абсолютизма;

4) демократизация России;

5) построение социализма минуя капитализм;

6) использование крестьянской общины как основы построения социализма.

Вопрос 7. В чем вы видите особенности положения П. Я. Чаадаева в общественном движении 30—50-х гг.?

Ответ. П.Я. Чаадаев не был в полном смысле ни либералом, ни революционером. И естественно он не был консерватором, так как был гоним правительством за свои идеи. Своей задачей Чаадаев называл «изъяснение моральной личности отдельных народов и всего человечества», но по сути он занимался не исследованием судеб различных наций, а толкованием человеческой истории как единого связного текста.