§ 18. Преобразования Петра I в области культуры

Вопрос. Чем объясняется внимание Петра I к развитию научных знаний?

Ответ. Естественные науки были нужны для армии и флота. Тогда уже умели делать самые разные типы пушек, разного веса, калибра, дальности стрельбы. Именно при Петре I артиллерия в русской армии разделилась на пушки, гаубицы и мортиры. Разница между ними огромна. Ствол мортиры короткий, она стреляет по дуге, обычно применялась для осады крепостей. У пушки ствол наоборот длинный. Она стреляет гораздо дальше, применялась в поле, во время осады крепостей ядрами пушек разрушали стены. Ствол гаубицы – средней длины. Для того, чтобы разработать такие разные орудия, понять как их применять (стрелять по дуге или по прямой) нужны научные знания. Корабли вообще были самыми сложными механизмами своего времени, особенно парусные. Хитросплетения тросов на мачтах, устройство самих мачт были очень сложными. Существовало много разных типов кораблей (линейные корабли, фрегаты, барки, бриги, бригантины, баркентины), у каждого из них это устройство было своим. Сложные расчёты требовались для того, чтобы плавать на этих кораблях в открытом море, когда не видно берега.

Всё это важно, но внимание Петра объясняется не только и не столько этим. Во время поездки молодого царя по Европе в ходе Великого посольства его поразила наука того времени. Он присутствовал на публичном вскрытии ребёнка и настолько был восхищён, что вскочил со своего места и кинулся расцеловывать, причём не врача, который делал вскрытие, а трупик. Его поразило, насколько на самом деле продуманно устроен этот механизм. В любимом дворце Петра под названием Монплезир (в переводе «моё удовольствие») сделана комната, которая в точности повторяет капитанскую каюту. В этой комнате царь любил по навигационным приборам определять местоположение. Местоположение всегда было одинаковым, потому что дворец никуда не плыл, но Петру нравился сам процесс. Внимание царя к европейской науке, как и к европейской моде и многому другому, что он ввёл в России, объясняется личным его интересом и восторгом.

Вопрос. Какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху?

Ответ. Новые черты:

1) создавались новые учебные заведения, где готовили офицеров для армии и флота;

2) выпускались новые учебные книги, которые учили новой реформированной азбуке и арабским цифрам, которые заменили систему записи цифр буквами;

3) в 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян) – без свидетельства об окончании обучения не разрешалось жениться (священники стали практически чиновниками, потому запрет выполнялся);

4) к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называемые «цифирные школы», обеспечивающие начальное обучение математике, которая была основой и инженерного, и артиллерийского дела, и навигации;

5) к 1725 году было около 50 епархиальных школ, в которых давали гуманитарное образование;

6) Санкт-Петербургский университет был создан при Академии наук (Академия состояла в основном из иностранцев, прежде всего, немцев, но всё равно являлась центром научной жизни пусть не русского народа, но России);

7) Петром была организована, но открыта сразу после смерти императора гимназия при Санкт-Петербургском университете.

Вопрос. Почему новые элементы быта Пётр вводил силой?

Ответ. Он вводил новые элементы силой потому, что привык добиваться того, чего хотел любыми способами. А царь очень хотел сделать Россию похожей на Европу, причём в начале именно внешне, только позже он понял: чтобы этого достичь, нужны и структурные реформы. Интереснее, почему русские люди так отчаянно сопротивлялись новым элементам быта. Многим элементам сопротивлялись именно потому, что они делали Россию похожей на Европу. Веками русские привыкли видеть в католических и протестантских странах царство антихриста, которому противостоит одна Россия, сохранившая истинную православную веру. Европейцев без бород и в странных одеждах считали странными и чуждыми. Новые элементы противоречили традициям. Веками женщины не садились за стол вместе с мужчинами не из своей семьи, это считалось не только неприличным, но и граничило с изменой. При Петре это стало обязательной нормой. А некоторые новшества были просто чудовищны даже по современным меркам. Примером могут служить ассамблеи. Они мало напоминали европейские балы, скорее это были попойки. Гостей просто заставляли пить. Наказанием за провинность, вроде неправильного поклона, был кубок большого орла (огромный, в несколько стаканов кубок водки). При этом исключение не делали не только для женщин, но даже для беременных. Чтобы никто из гостей не сбежал с ассамблеи, их охраняли войска. Такому сложно было не сопротивляться.

Вопрос. В чём проявился переходный характер художественной культуры Петровской эпохи?

Ответ. Художественная культура стала светской, этому активно помогало государство. Но при этом оно сохраняло ещё много церковных черт, так как приглашенных из-за границы художников было ещё мало (деньги казны тратили в основном для приглашение полезных для армии и флота людей, или видных учёных, на творцов обращали меньше внимания), посланные за границу для обучения молодые люди ещё не успели закончить курс и начать работать на родине.