§ 6. Истоки средневековой культуры



1.Каким было отношение церкви к античному наследию?

Отношение было двояким. С одной стороны это были достижения язычников, с другой без этих знаний невозможно было существование церковных книг, строительство церквей и т. д. Потому церковь сохраняла античные знания, но выборочно (например, наследие Гомера было полностью забыто).

2. Сравните развитие образования и научных знаний в Западной Европе и Византии в Раннем средневековье.

В Западной Европе в Раннем средневековье школы сохранялись лишь при монастырях, не было высшего образования. В Византии понимали, насколько важно подготовить образованных чиновников, даже купцы понимали ценность образования. В этой империи было множество школ, которые давали образование всех трёх ступеней, включая высшее.

3. Подготовьте рассказ о ка-ком-либо выдающемся памятнике культуры Византии.

Памятник культуры Византии. Сообщение.

Церковь Сан-Витале находится в Италии в городе Равенна, тем не менее является памятником византийской культуры. Во время правления императора Юстиниана Византия восстановила власть римлян на многих территориях бывшей Западной Римской империи (то есть завоевала их). Среди таких территорий была и Италия. Непосредственно перед падением Западной Римской империи Равенна была её столицей, потому не удивительно, что победители-византийцы решили построить в этом городе величественную церковь.

Западные костёлы, да и русские православные церкви обычно вытянутые в плане, всё здание представляет собой как бы дорогу от входа к алтарю. Их предками были римские здания для общественных собраний, а их предком – храмы ещё этрусские. В Византии был популярен другой план: круг или равносторонний многоугольник под единым сводом, с одной стороны которого находится вход, с противоположной – алтарь. Такой план похож на римские языческие храмы, например, Пантеон. Церковь Сан-Витале представляет собой равносторонний восьмиугольник. 8 центральных опор поддерживают купол диаметром 16 метров. Между опорами и стенами закреплены хоры, в центре между опорами пространство остаётся открытым от пола до самого купола.

Снаружи украшений стен нет, можно даже сказать, что здание выглядит невзрачно. Главная красота внутри. Там находятся византийские мозаики. Примечательно, что на востоке украшений стен в церквях (росписей, мозаик и тд.) времён Юстиниана не сохранилось: они все были уничтожены во время иконоборчества. Это делает Сан-Витале ещё более уникальным памятником.

Инкрустации из разноцветного мрамора украшают пол и стены во многих местах. Это делает пространство красочным и светлым, но наибольший интерес представляют мозаики. Византийские мозаики отличаются яркостью красок (смальта со временем не тускнеет) и выразительностью лиц, на которых особо выделяются глаза. Наиболее известны изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитой. Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в качестве дара церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Всё это великолепие строилось более 20 лет – с 527 по 548 годы. Примечательно, что возводилась церковь на деньги не государства, а одного человека – греческого ростовщика Юлиана Аргентария (Серебряника). Причём серебра у него было так много, что он параллельно финансировал строительство базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Сегодня Сан-Витале считается одним из значительных памятников византийской культуры и включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Каково место культуры Византии в истории раннесредневековой Европы?

Византия сохраняла гораздо больше античного наследия, чем Западная Европа, в школы Византии приезжало учиться много молодых людей из разных европейских стран.

5. Что такое «Каролингское возрождение»? Чем оно было вызвано?

В Аахене при дворе Карла Великого, который сам считался довольно образованным человеком для варварского короля, собрался кружок учёных во главе с выходцем с территории современной Англии Алкуином, который стал возрождать учёность. Латинский язык очистили от заимствований из варварских, заново собирались библиотеки, развивалось переписывание книг, члены кружка создавали и новые произведения. Под влиянием этого кружка стали открываться многочисленные школы. Карлу нужны были образованные люди, которых он назначал на государственные и церковные посты.

6. Объясните значение понятий: богословие, мозаика, икона.

(a) Богословие – наука, толкующая священные тексты, разъясняющая слова Господа.

(b) Мозаика – изображение, сделанное с помощью небольших цветных кусочков твёрдого вещества (в средневековье смальты), которые наклеивают на плоскую основу.

(c) Икона – живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери или святых, которое служит предметом религиозного поклонения. Схема Свитки Античности Средневековые книги Свитки Античности Средневековые книги

Чем писали? Каламом Гусиными перьями

Где хранили? В городских и частных библиотеках В монастырях

На чём писали? На папирусе (листы которого скрепляли в свитки) На пергаменте (листы которого скрепляли в тетради, а те в книги)

Как украшали? Первый и последний листы укрепляли, украшали только первый Красочными инициалами и миниатюрами на многих страницах