§ 9. Достижения культуры Древней Руси



Какая цель в жизни прославляется в житии святого Феодосия? Судя по этому сочинению, можно ли назвать Русь христианской страной?

Главной целью было служение Господу и спасение своей души.

Какие можно сделать выводы о верованиях горожан? Сравни с предыдущим выводом, сформулируй проблему и сравни с вариантом авторов (с. 258).

В верованиях горожан осталось ещё много языческих черт.

Вопрос: Русь – страна языческая или христианская?

Ответ: Христианство распространилось не сразу и не равномерно. Средоточием его была церковная организация, за её пределами в высших слоях общества христианство укоренилось сильнее, чем в народе, в городах – больше, чем за их стенами. Большую часть известной нам сегодня культуры создавали для церквей и монастырей или даже в самих монастырях, потому она христианская. Но когда нам становится известна народная культура (сказки, былины, украшения разных бытовых предметов), мы видим много следов язычества.

Определи, где заметны черты язычества и христианства – в устном народном творчестве и в письменной литературе.

В устном творчестве, таком как былины сказки и даже многие песни осталось много языческих черт. Из язычества пришли такие героя как Баба Яга, Змей Горыныч и др. А книжная культура была христианской, особенно жития святых, потому что грамоте учили в монастырях и большая часть книг создавалась там.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура сочетала черты язычества и христианства, причём язычества было больше в народной культуре.

На твой взгляд, в архитектуре Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Церкви из камня и плинфы (узкого кирпича) построены в такой же крестово-купольной форме, как и византийские, такие же в плане. Это не удивительно, ведь их и строили часто византийцы, а позже – местные строители, но по византийским образцам. Просто самого строительства из этих материалов до крещения не знали. Но большинство домов, скорее всего, строились как и за века до крещения. Особенно это должно было относиться к домам незнатных людей.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусская культура вобрала в себя много византийских черт, особенно связанных с христианством.

По твоему мнению, в изобразительном искусстве Древней Руси было больше языческих традиций или христианско-византийского влияния? (Своё мнение обоснуй фактами.)

Изобразительное искусство того времени по большей части известно нам из церквей, потому оно, конечно, христианское. Это иконы, фрески, мозаики, изображающие лики святых, эпизоды священной истории, реже – княжескую семью. Примыкают сюда же книжные миниатюры. Другое дело – декоративно-прикладное искусство. Здесь сохранилось много оберегов и других следов магии.

Сделай вывод о культуре Древней Руси.

Древнерусское изобразительное искусство, известное нам, создавалось в церквях или монастырях, потому оно христианское. Но известны предметы, которые использовали более широкие слои населения. Украшения на них (декоративно-прикладное искусство) несут много языческих черт.

Представьте, что вы живёте в XI веке. Составьте рассказ о посещении Киевского Софийского собора от имени (на выбор) монаха-иконописца, отправившегося из Новгорода в путешествие в Византию, земледельца-общинника, пришедшего в столицу Руси в составе ополчения своего мира, купца-мусульманина, приехавшего в Киев из Волжской Булгарии.

Рассказ монаха

Такого великолепия ещё не видела наша земля. Это огромный храм который могла создать только сила Божия. Нерушимая кирпичная громада возвышается до небес. Её венчает золотой купол с крестом, который сверкает, будто второе солнце. От него каскадом спускаются более мелкие купола. Внутри огромное пространство. Кажется иногда, что в просторном дворе стоишь – не может быть здание таким огромным. Но нет, над тобой крыша. Стены расписаны яркими фресками. Будто живые смотрят на тебя святые. Над алтарём – главное диво. Там мозаика изображает Богоматерь, которая летит к верующим, раскинув руки. И сделана она, как живая. А глаза её постоянно на тебя смотрят, где бы ты не встал, и проникают в самую душу. Воистину, велика сила Господня, если по его воле такое твориться.

Сделай электронную презентацию «Памятники культуры Древней Руси», разделив их на христианские и языческие.

Слайд 1

Заголовок: Памятники культуры Древней Руси

Текст: сведения об авторе.

Слайд 2

Заголовок: Христианские памятники

Изображение: православный священник

Слайд 3

Заголовок: Софийский собор в Киеве

Изображение: реконструкция собора в первоначальном виде

Текст: В Киеве Софийский собор был построен в подражание Константинополю. Он должен был быть не менее масштабным и величественным. В архитектуре сразу чувствуется византийский стиль (с приплюснутыми куполами каскадом) и имперский размах.

Слайд 4

Изображение: Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Текст: Из Византии пришли фрески. Рисовали по сырой штукатурке, когда она высыхала, то как бы становилась одним целым с краской. Фрески были на разные темы, например, здесь изображена семья Ярослава Мудрого. Это единственное упоминание в наших, а не иностранных источниках о дочерях великого князя.

Слайд 5

Изображение: мозаика Киевской Софии

Текст: Мозаика – особая техника, при которой на покрытую клеем стену наклеивали кусочки цветной смальты. Изображение получалось как бы объёмнее, на нём играли блики света. В мозаиках часто появлялся эффект «преследующего взгляда».

Слайд 6

Изображение: икона Софийского собора в Новгороде «Апостолы Пётр и Павел» или другая икона XI века

Текст: Икона – это живопись на доске. В отличии от фрески и мозаики её можно выносить из церкви. Сохранилось мало икон того времени.

Слайд 7

Заголовок: Книжное дело

Изображение: страница Остромирова Евангелия с текстом

Текст: Вместе с христианством на восточнославянские земли пришёл алфавит – кириллица. На нём начали создавать книги. В то время буквы писали красиво. Но между словами не делали пробелов, а в тексте – абзацев. Только первую букву новой главы выделяли красным и делали больше.

Слайд 8

Изображение: страница Остромирова Евангелия с миниатюрой

Текст: книги украшались особым видом рисунков – книжной миниатюрой. У миниатюры был свой стиль и техника создания.

Слайд 9

Заголовок: Языческие памятники

Изображение: изображение скоморохов

Слайд 10

Заголовок: Ювелирное дело

Изображение: гривна Владимира Мономаха

Текст: Древнерусские ювелирные украшения отличаются сложной техникой. На них часто применялась техника зерни. Часто на них есть языческие символы. Например, здесь показана так называемая «гривна Владимира Мономаха», на обратной стороне которой какая-то языческая богиня со змеями вместо волос.

Слайд 11

Заголовок: Былины

Изображение: картина В. Васнецова «Богатыри»

Текст: В эпических рассказах о великих подвигах (былинах) много языческих героев. Это и различные змеи, с которыми борются герои, и Соловей-разбойник. Наверняка языческие корни у каликов перехожих, которого дали Илье Муромцу его силу.

Слайд 12

Заголовок: Сказки

Изображение: любое изображение сказочного героя

Текст: Но больше всего следов языческой мифологии сохранили сказки. Древние боги и иные сущности выжили в народной памяти именно в такой форме. Та же Баба Яга, скорее всего, в начале была богиней загробного мира (потому она и стара), а её избушка – входом туда (потому её надо просить повернуться – не всякого она послушается).

Слайд 13

Заголовок: Нечисть

Изображение: изображение лешего или водяного

Текст: В деревнях долго, ещё даже в XIX веке верили в нечисть – различных леших, баенников, русалок и водяных, которые населяли окружающий мир. При этом люди постоянно ходили в церковь и язычниками их назвать было нельзя, но пережитки древней веры оказались слишком сильны.

Слайд 14

Заголовок: лицевая гладь

Изображение: абстрактный орнамент лицевой гладью

Текст: Это особый вид шитья, как иногда его называют – рисунок иглой. Подобные узоры для древнерусского человека не были просто орнаментом, они оказывались полны смысла.

Слайд 15

Заголовок: Конец