§ 23. Власть в государстве «московитов»



Судя по этим сведениям, западные соседи считали Московское государство европейской державой?

Эти сведения говорят, что европейские страны считали Московское государство важным для себя и христианским. Но считали ли они его европейским – не известно.

Судя по этим источникам, восточные соседи считали Московское государство державой европейской или азиатской? Сравни с предыдущим выводом – какой возникает вопрос? Сравни с авторским (с. 258).

Эти обращения говорят, что татары считали Московское государство одним из осколков Золотой Орды, то есть азиатским государством.

Вопрос: Россия – государство европейское или азиатское?

Ответ: Большинство внешних символов власти Москва взяла из Византии (скипетр, державу, герб и т. д.). В государственном устройстве так же было много византийского (большая власть государя, которая стремилась стать абсолютной, но была ограничена высшей знатью). При этом некоторые эти обычаи напоминали и азиатские. Однако в целом России, как и заявляла – наследница Византия. Но Византия не была совсем Европой, хотя, безусловно, азиатской страной не являлась. Например, в Европе в то время власть монарха ограничивала не высшая знать, а представители всех сословий. Там власти приходилось уважать права сословий и корпораций, в то время как в Византии власть императора ограничивало только влияние вельмож и полководцев.

Начни в тетради заполнять таблицу «Государственные порядки России рубежа XV–XVI веков».

Начни в тетради заполнять таблицу «Государственные порядки России рубежа XV–XVI веков»

На ваш взгляд, какие порядки Российского государства XV-XVI веков можно, а какие нельзя использовать в современном обществе?

Тогда было другое время и большинство тех порядков неприменимы сегодня. Например, тогда слово московского наместника на месте было законом, его нельзя было нигде обжаловать, только перед лицом самого государя. Сейчас действия властей должны быть ограничены народным представительством и судом. Сегодня не получится давать в пользование землю за службу в армии. Но принцип суда по писанным законам соблюдается до сих пор.

Сделайте вывод по проблеме.

В устройстве Московского государства были и азиатсткие, и европейские, и самобытные черты. При этом европейские и азиатские образцы копировались не полностью, скорее московские порядки просто были на них несколько похожи, но не следовали их примеру слепо.

Опиши схему по условным знакам (с. 7).

На схеме выделены центральные и местные власти, служилые люди и люди свободные от службы и повинностей государству.

Сравни Российское государство с Золотой Ордой (с. 161), с Францией и Англией (ВИСВ. § 18).

Так же, как во главе Золотой Орды стоял хан, чья власть была ограничена курултаем, во главе Российского государства стоял великий князь, чья власть ограничивалась Боярской думой. Во главе Франции и Англии стояли короли, чью власть ограничивали Генеральные штаты и парламент. Отличия между Европой и Азией здесь очевидны – Боярская дума и курултай представляли лишь высшую знать, парламент и Генеральные штаты – разные слои общества.

Верховному правителю помогали другие структуры. В Золотой Орде это были визири и диваны, в Московском государстве – казна, дворец и приказы, в Европе так же были свои структуры, например, Палата шахматной доски при английском дворе. На местах в Золотой Орде где-то были баскаки, где-то удельные князья. В Англии и Франции всё было ещё более запутанно – там боролись местные феодалы и представители королевской власти (шерифы и бальи). В Московском государстве всё было единообразно – всюду на местах правили наместники в городах, а в волостях – волостели.

В Англии и Франции XV века феодальные ополчения уже отходили в прошлое, главную роль играли профессиональные отряды наёмников. Дворянская конница Московского государства и тумены Золотой Орды были ближе к ополчениям.

Во всех этих государствах духовенство (суннийское, православное и католическое соответственно) составляло свою иерархию. При этом оно подчинялось верховному правителю. В Англии и Франции оно формально подчинялось папе римскому, но к XV веку на деле уже своим королям.

Попробуй определить роль государевой власти в России по следующим фразам: все государственные указы дьяки подписывали словами: «Государь решил, а бояре приговорили»; московиты любили говорить: «Про то ведает Бог да великий государь».

Государственная власть была верховной, её сравнивали с божественной. Однако при этом она была несколько ограничена Боярской думой.

Как ты думаешь, какие идеи, представления о Российском государстве должны были выражать его символы?

Новое название отражало величие страны, рост её территории.

Новый титул государя, пока не официальный (царь) показывал, что он равен с одной стороны хану Золотой Орды, с другой – византийскому императору. Учитывая, что ни Византии, ни Золотой Орды к тому времени уже не было, предполагалось, что государей, равных московскому, не осталось.

Скипетр уходит корнями к посоху – древнейшему символу власти.

Держава символизировала земной шар, над которым господствует христианство (крест).

Шапка Мономаха показывала преемственность и с Византией, и с Древнерусским государством (про что говорит её название).

Двуглавый орёл означает единство восточного и западного начал в государстве (две головы венчают одно тело).

«Москва – третий Рим». Эта фраза показывала, что Москва – наследник первого центра христианства.

Какие из них роднят нашу страну с Западом (Европой), а какие – с Востоком (Азией)?

Новое название страны отвечало лишь её собственным традициям.

Титул «царь» (пока неофициальный) – это урезанное слово «цезарь», что роднит его с европейской традицией. Но при этом в русских княжествах так называли и хана Золотой Орды, потому есть связь и с азиатскими, татарскими владыками.

Скипетр, скорее всего, пришёл в Россию из Византии (вместе с державой), потому это европейский символ власти.

Держава – древний символ византийских императоров.

Двуглавый орёл известен ещё с древнего Шумера. Он часто использовался в Византии, потому обычно считается, что он пришёл оттуда. Однако сохранились золотоордынские монеты ханов Узбека и Джанибека на которых также отчеканен двуглавый орёл. Потому вопрос спорный.

Рим – европейский город, потому фраза «Москва – третий Рим» – это развитие византийских традиций.

Сделай вывод по проблеме.

В символах власти России было больше византийского, чем азиатского. Византийские традиции – европейские. Но сама Западная Европа не со всеми ними соглашалась. Например, идея, что Рим перестал быть центром христианского мира, когда перешёл в «латинскую ересь» не могла быть принята ни одной европейской страной того времени.

Используя текст, попробуй назвать цели Российского государства во взаимоотношениях со странами Запада (католической цивилизацией) и со странами Востока (исламской цивилизацией).

В отношениях с Западом цели:

- получить из состава Великого княжества Литовского земли, которые когда-то бы частью Древнерусского государства;

- наладить торговлю на Батлике, добиться равенства русских купцов со шведскими и немецкими;

- не дать втянуть себя в конфликт с Османской империей;

- пригласить из Европы мастеров, в частности, для строительных работ в московском кремле.

В отношениях с Востоком цели:

- выйти на рынки Каспийского моря;

- прекратить набеги татар, особенно крымских.

Сделай вывод по проблеме.

Москва хотела заниматься лишь своими вопросами, а не общеевропейским делом борьбы с османской угрозой. При этом в отношениях с Востоком её также интересовала в основном торговля, да прекращение татарских набегов. Потому нельзя относить её ни к Востоку, ни к Запада, она старалась идти собственным путём.

По тексту учебника определи, какие государственные порядки, традиции, символы были заимствованы Россией в Византии, в Золотой Орде.

Из Византии были заимствованы скипетр, держава, двуглавый орёл. Стремление государя к всевластию было характерно как для Византии, так для Золотой Орды, как и то, что на деле эта власть была ограничена знатью (но не представителями всех сословий). Организация армии у Москвы скорее была взята у татар – здесь не было ничего похожего на фемную систему.

По твоему мнению, вне зависимости от происхождения герба – двуглавого орла – какие особенности Российского государства на рубеже XV–XVI веков он выражает?

По-моему, официальная версия правдива – двуглавый орёл показывает единство западного и восточного (ведь именно на запад и восток, если положить орла на карту, смотрят головы).