§ 19. Возрождение русской культуры



Сравни справочные сведения о Руси и отличительные черты культуры Возрождения и сделай вывод: возможно ли было Возрождение на Руси? Сравни свой вывод с названием параграфа – сформулируй проблему.

Вопрос: Почему эпоха XIV-XV веков названа возрождением русской культуры? Правомерно ли это название?

Ответ: В случае с русской культурой имеется в виду возрождение после монгольского нашествия, то есть после неблагоприятных условий. А в Западной Европе культуру возрождали после средневекового невежества. Потому в русском языке слово возрождение можно применять к обеим культурам, но при этом имеются в виду совсем разные процессы.

Составь список перемен в русской культуре XIV – начала XV века, родственных европейскому Возрождению.

Признаки возрождения русской культуры:

- постепенно стали отстраиваться города и храмы;

- появляются новые церковные обычаи, в частности, алтарь начинает закрываться от верующих иконостасом.

Признаки перемен, родственных европейскому Возрождению:

- на фресках теперь передаётся движение людей;

- распространяются церковные хоры;

- авторы всё чаще подписывают свои произведения.

Сделай вывод по проблеме Возрождения на Руси.

Наблюдается возрождение русской культуры, некоторые её черты напоминают западноевропейское Возрождение, но не в ключевых чертах. На русских иконах не появилось ни перспективы, ни игры светотени, гуманизма на русских землях как такового не было и т.д.

На основе народных поговорок предположи, кому больше молились земледельцы, а кому – ремесленники и торговцы.

Исходя из этих поговорок торговцы молились больше Св. Николаю, а земледельцы – Свв. Георгию и Илье.

Сравни с языческими богами. (§ 3)

Илья с покровительством воде заменил Дажьбога, а святой воитель Георгий – бога-воина Перуна.

Какие мысли (идеи) русских людей отразились в разных произведениях литературы XIV–XV веков? Выдели среди них черты средневекового аскетизма и черты гуманизма Возрождения.

Собственные русские черты культуры:

- значительное влияние епископов и князей на создание литературы, в частности, они требовали включать в новые летописи произведения домонгольского периода;

- появились новые переводы книг из Византии, Болгарии и Сербии, которые дополнили более древние переводы;

- книги продолжали создаваться в основном в монастырях;

- в отличии от Западной Европы, по русским книгам получалось, что для общения с богом нужно работать над собой, отказаться от всего мирского и отдать всего себя Господу – именно этот путь приписывает Житие Сергию Радонежскому.

Черты гуманизма:

- учёные русские люди владели многими языками, например, Епифаний Премудрый цитирует и свободно сплетает фразы из книг разных народов.

Сделай вывод по проблеме Возрождения на Руси.

Большая часть черт русской культуры относилась к исконным местным чертам, но некоторые были общими с гуманизмом.

Как ты думаешь, какие мысли и чувства стремились передать людям через свои произведения Феофан Грек и Андрей Рублёв? (Свой ответ подтверди художественными особенностями их произведений.)

Для Феофана Грека главное было привить людям страх божий. Потому он рисовал в такой манере, используя много красных и тёмных красок. Для Андрея Рублёва наоборот было важно показать прелесть этого мира, потому он использовал много разных ярких насыщенных красок.

Сделай вывод по проблеме Возрождения на Руси.

На русских землях не было светской живописи, как в европейском Возрождении, но в иконописи видны новые тенденции.

Что общего и что различного в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва? Могут ли они быть названы «мастерами русского Возрождения»?

Оба они похожим образом передавали фигуры святых, их движения. Но Феофан пытался показать величие святых и могущество Господа, потому использовал тёмные и красные краски, для Андрея важнее всего была жизнерадостность, потому он использовал большую палитру ярких красок.

Они безусловно возрождали русскую иконопись после монгольского нашествия, но на творцов европейского Ренессанса не были похожи: в их произведениях нет ни светскости, ни гуманизма в европейском виде, ни пейзажной перспективы, ни похожей на европейскую живопись игры света и тени.

На твой взгляд, есть ли в русской культуре черты, сближающие её с итальянским Возрождением?

Наблюдаются некоторые такие черты, вроде попыток передать движения людей в живописи и подписей своих творений. Но таких черт крайне мало.