§ 15. КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В 12-13 вв.



ВСПОМНИТЕ:

1. Об особенностях культурного развития Древнерусского государства.

Культура Древней Руси формировалась на основе двух источников.

Первым стала языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни; язычество, оказывая влияние на всю культуру эпохи средневековья, в некоторых своих элементах дошло до настоящего времени.

Вторая составляющая христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило влияние более высокой по уровню развития страны на все направления русской культуры: философию, образование, литературу, иконописание, архитектуру. Принятие христианства способствовало развитию грамотности и образования: были организованы школы, в Софийском соборе в Киеве была создана первая библиотека. Характерными особенностями древнерусской литературы являются связь литературы с историей; гражданственность; патриотизм. Архитектура в указанный период достигла высокого уровня развития. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получило развитие с X в., с момента принятия христианства.

2. Каковы были достижения древнерусской литературы, зодчества, живописи, ремесел?

К оригинальной древнерусской литературе относятся поучения, послания, жития, хождения, летописи. Поучения: «Поучение детям» Владимира Мономаха. Поучения – это проповедь, речь, содержащая в себе наставления о жизни. Автором одного из первых житий Бориса и Глеба был монах Нестор. Житие – это литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Распространенным жанром литературы является слово – торжественное поучающее обращение. Примером может служить слово Иллариона «Слово о законе и благодати».

На Руси с давних времен было развито деревянное зодчество. Первые сооружения из камня построили византийские мастера. В 989 князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь. При Ярославе в Киеве был построен Софийский собор, который включал в себя как славянские, так и византийские традиции. В 11-12 вв. Были построены каменные храмы в Новгороде, Полоцке, Чернигове, Вышгороде.

Внутренне убранство древнерусских соборов отличались изысканностью и богатством. Стены украшались фресками, специальными картинам, написанными водяными красками по сырой штукатурке, а центральный купол украшался мозаикой – картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Также на Руси было множество искусных ремесленников. Ценилось искусство ювелиров, оружейников, где использовалась очень сложная техника, такая как зернь и скань.

ВОПРОСЫ:

1. Как можно охарактеризовать состояние русской культуры в 12-13 вв. Какие новые черты появились в ней?

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. В это период появляются местные культурные центры, где складывались собственные культурные традиции. Именно в культуре лучше всего проявились идеи укрепления единства Русской земли. В культуре Новгорода и Пскова появились черты, соответствующие духу вечевых порядков. В живописи постепенно появляются бытовые сюжеты. Активно развивается летописание. Появляются произведения народного характера, такие как былины и сказания.

2. О чем рассказывали авторы литературных произведений?

С 12 века начинают писаться летописи в каждом крупном княжестве. В летописях внимание уделялось событиям, которые проходили в своей земле. Всё чаще появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью. Владимиро-Суздальские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли преемниками киевских князей. В новгородских летописях наоборот, фигура князя отступала на второй план, а подробно освещалась городская жизнь. Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины. Скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве. Внутри храмы расписывались фресками.

Одним из самых значительных произведений данного периода стало «Слово о полку Игореве». В его основу были положены события неудачного похода на половцев князя Игоря Святославовича в 1185 г. В этом произведении автор призывает прекратить распри и ставит в пример Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, при которых Русь была единой и побеждала врагов.

3. Как повлиял политический строй Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества на культурные традиции в этих землях.

политический строй Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества

4. В чем сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры?

Нападение Батыя на Русь прервало подъем русской культуры. Многие монастыри и церкви были разрушены, уничтожены иконы церковная утварь. Лучшие мастера были убиты или уведены в рабство. Многие виды ремесла были забыты. Надолго прекратилось каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню было утрачено, приостановилось развитие фресковой живописи. Во время нашествия погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы. Почти полностью прекратилось летописание.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Сравните причины раздробленности на Руси и в Западной Европе. Каковы были общие черты и в чём заключались особенности протекания процессов?

причины раздробленности на Руси и в Западной Европе

2. Какую роль сыграли кочевые народы (степняки) в истории Руси 11-12 вв.

Кочевые народы сыграли значительную роль в истории Руси. Древняя Русь вела постоянную борьбу с кочевыми народами, попеременно проживающими в причерноморских степях: хазарами, печенегами, половцами. Печенеги выступали то как союзники Византии против болгар или руссов, то как сторонники Руси в борьбе с Византией, Хазарией и Болгарией. Первое появление печенегов на границах Руси в 915 г. завершилось заключением мира с князем Игорем. Во второй половине XI в. Княжеские междоусобицы и набеги половцев привели к ослаблению государства. Набеги печенегов заставили древнерусских князей укреплять южные границы.

3. Какова была роль Русской православной церкви в период раздробленности и ордынского владычества?

Период феодальной раздробленности и существования татаро-монгольского ига стали одними из самых сложных в истории Руси. В этот период Древнерусское государство находилось в крайне тяжелых условиях.

В результате нападения монголо-татарских плен начался период татаро-монгольского ига на Руси. За это время были разрушены десятки городов, забыты многие ремесла. Русские земли выплачивали огромную дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказывались отброшенными назад. Именно тогда началось экономическое отставание Руси от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными землями.

В эти сложные периоды церковь не раз обращалась с призывом к единению страны и ее народа. Церковь не раз пыталась призвать к миру князей, отстоять и защитить Русь, принимала большое участие в борьбе с татаро-монголами. Хотя они достаточно терпимо относились к Православной церкви, вплоть до того, что духовенство не облагалось налогами.

Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту.

4. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на историческое развитие Руси. Как повлияло ордынское владычество на экономическую, политическую и духовную жизнь русского народа?

Период существования татаро-монгольского ига затронуло абсолютно все сферы жизни древнерусского общества.

Были разрушены десятки городов, забыты многие ремесла. Русские земли выплачивали огромную дань. В своём хозяйственном развитии северо-восточные княжества оказывались отброшенными назад. Именно тогда началось экономическое отставание Руси от западноевропейских государств. Прервались связи южных и юго-западных княжеств с северо-восточными землями. В результате ордынского владычества изменился и характер власти. Ориентируясь на неограниченную власть хана, русские князья старались усилить свою власть. При этом жители княжества были заинтересованы в том, чтобы иметь сильного правителя, который мог бы защитить их от татарских набегов. Вечевые традиции постепенно исчезали.

В отношении церкви и священников монголы проводили достаточно терпимую политику. Духовенство было единственным сословием, которое было полностью освобождено от дани в пользу монголов. Всё чаще в литературных произведениях начинаю рассказывать о борьбе Древней Руси с татаро-монголами, отважные воины становятся героями былин, легенд и сказаний. В честь крупных и важных побед строились величественные храмы.

После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани. Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали ярлык на великое княжение. Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:

1. Отставание от западноевропейских стран прогрессирует.

2. Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился.

3. Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти татаро-монгольских ханов).

4. Способствовало развитию тенденций к объединению.

5. В русский язык много татарских слов вошло.

6. Эффективная финансово-административная система, налоговая система.

7. Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын).

8. Военные организации многое перенимают от ига.

9. Дипломатический стиль (переписка, оформление документации).