§ 60. Основные тенденции развития мировой культуры во второй половине xx в.



Вопрос 01. Назовите, используя материалы уроков по обществознанию, известные вам теории общественного развития, появившиеся после Второй мировой войны. Что нового привнесли они в знания о человеке и обществе?

Ответ. В экономике борются две теории – «государства благоденствия» и неоконсервативная концепция. Они касаются одного фактора – роли социальных программ в жизни капиталистического общества и их влияния на экономическое развитие. Новое обращение к стадиям развития человечества привело к теоретическому формулированию основ информационного общества, новшества, связанные с этой теорией относятся к области социологии и политологии. Концепция постструктуралистов объясняет иррациональное в поведении людей, в частности, принимающих ключевые решения политиков.

Вопрос 02. В чём причина падения влияния религии на жизнь общества? Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы изменить сложившееся положение? Насколько им это удаётся?

Ответ. В социалистических странах атеизм насаждался целенаправленно. Буржуазные революции, начиная с Великой французской, также были связанны с антиклерикализмом. И хотя после Великой французской более поздние революции не выступали столь явно против церкви, демократизация в западном мире обычно вела к ослаблению веры, сведению её к чисто формальному исполнению культа. В странах, в которых этого не сделали революции (США, Великобритания), к такому положению дел привела глобализация. В ответ на это церковь решила приблизиться к мирянам, в частности, католические службы были переведены с латыни на национальные языки. Большую роль сыграл личный пример пап римских Иоанна Павла II и ныне действующего Франциска I. Однако успехи в этом деле скромные. Западное общество по прежнему декларирует толерантное отношение ко всем религиям, но на деле склоняется скорее к атеизму. Возможно, поэтому молодые люди из обеспеченных стран Европы бегут в ряды боевиков ИГИЛ – там они видят истинную веру, которой нет на их родине.

Вопрос 03. Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способствовали её всестороннему распространению?

Ответ. Массовая культура – это культура широких слоёв современного общества, включающая такие явления, как средства массовой информации, спорт, кинематограф, музыку, массовую литературу, изобразительное искусство и т. д. Её развитию способствовали массовое образование население, обогащение широких слоёв населения, благодаря чему массовая культура стала коммерчески выгодной, и новые технологии, такие как радио, телевидение, позже интернет.

Вопрос 04. Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

Ответ. Направления:

1) абстрационизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре;

2) абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций, причём экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование;

3) поп-арт – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе;

4) гиперреализм – основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность: объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне могло произойти;

5) исчезающее искусство – искусство, создаваемое и исчезающее на глазах зрителей, призванное показать мимолётность момента красоты;

6) инвайронмент – движение по организации новой среды обитания людей в гармонии с природой, оформлению больших площадей.

Таким образом, в искусстве, как и в начале ХХ века борется реалистичное изображение действительности и различные эксперименты, только эксперименты начала ХХ века уже изжили себя, творцы придумывают новые, отвечающие реалиям уже их времени.

Вопрос 05. Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?

Ответ. Одной из основных целей абстракционизма является достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого – высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

Вопрос 06. Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

Ответ. Поп-арт возник с коммерциализацией культуры и широким участием масс в решении важнейших Вопросов государства и общества, а также с ростом массовости и стандартизации производства. Не даром «королём» этого стиля стал Э. Уорхол, сделавший предметами искусства много одинаковых консервов, денежных купюр и т. д.

Вопрос 07. Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

Ответ. Появление «самоуничтожающегося искусства» ознаменовало переход к постмодернизму. Постмодернизм отказывается от выработки собственных оригинальных стилевых особенностей. Считая, что всё лучшее уже создано человеком, он берёт элементы других эпох и культур и сочетает их между собой в новых комбинациях.

Вопрос 08. Чем вызван подъём национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?

Ответ. Подъём национальных культур возник как противодействие глобализации, всеобщей стандартизации также и посредством массовой культуры. Является сознательной попыткой сохранить культуру того или иного народа, избежать её исчезновения в общемировом «плавильном котле», к появлению которого привела глобализация.