§ 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине xx в.



Вопрос 01. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.?

Ответ. Изменения:

1) разочарование в техническом прогрессе после Первой мировой войны;

2) появление «потерянного поколения»;

3) сексуальная революция (например, теория стакана воды в России);

4) развитие многочисленных течений авангардизма.

Вопрос 02. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

Ответ. В философии стали популярны два течения: рационализм и иррационализм. Первое продолжало настаивать на разумности, логической обоснованности человеческих действий (хотя после боёв I мировой войны в этом у многих возникли сомнения), в то время как второе подчёркивало роль бессознательного, подсознательного в мотивации действий человека (показательными в этом смысле были работы З. Фрейда). Социология восприняла эти направления. Стала изучаться психология толпы, того бессознательного, надличностного, что порой и управляет народными движениями.

Вопрос 03. Дайте характеристику основным модернистским течениям в искусстве.

Ответ. Течения:

1) примитивизм – стиль живописи, подразумевавший обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен (но отличный от «наивного искусства», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов);

2) футуризм – направление искусства, которое интересовало не столько содержание, сколько форма, потому здесь придумывались новые слова, использовалась вульгарная лексика, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш;

3) абстракционизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре ради достижения «гармонизации», создания определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации;

4) дадаизм – направление в искусстве, в котором рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов, а главной идеей стало последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики;

5) экспрессионизм – направление в искусстве, которое стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх;

6) сюрреализм – направление в искусстве, которое отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм;

7) конструктивизм – направление в искусстве, которое характеризуется строгостью, геометризмом форм и монолитностью внешнего облика.

Вопрос 04. В чём вы видите особенности конструктивизма? Можно ли назвать это направление порождением индустриальной эпохи и почему?

Ответ. В архитектуре этот стиль означает отсутствие ненужных украшений. Каждая деталь должна быть функциональным элементом конструкции, также для того, чтобы не скрывать эту конструкцию, технологические решения, а любоваться ими. Именно поэтому считать порождением индустриальной эпохи: она породила любовь к прогрессу, к техническому гению человека. Но конструктивизм не означает простоту железобетонных коробок. Он порой означает сложный расчёт (включая, например, оптические иллюзии, благодаря которым маленькие комнаты в квартирах кажутся больше).

Вопрос 05. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX в. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?

Ответ. Направления:

1) переосмысленный романтизм писал о далёких странах, неведомом европейцу мире (например, Р. Киплинг «Книга джунглей»);

2) критический реализм снова обращался к нерешённым проблемам общества (например, У. Фолкнер «Шум и ярость»);

3) интеллектуальный реализм пытался больше анализировать действительность и показывать её общую неразумность (например, Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети»);

4) детективный жанр показывал хитросплетения человеческой преступной мысли и обнаружением сыщиком злодея с использованием лишь собственного интеллекта (например, серия рассказов А. Кристи про Экрюля Пуаро).

Вопрос 06. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX в. С именами каких композиторов они связаны?

Ответ. Новаторские идеи:

1) экспрессионизм, то есть мир подсознательного в музыке, был характерен для Б. Бартока;

2) музыкальное конструирование в лице Л. Дюрея, Ф. Пуленка и др. Наоборот стремилось отказаться от эмоциональности в пользу ясности языка музыки.

Вопрос 07. Какие черты характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX в.?

Ответ. В театре утверждался реализм, то есть стремление достоверно показывать действия, эмоции и др. Главным теоретиком этого направления является К.С. Станиславский со своим знаменитым возгласом «Не верю!». Его методика подготовки актёров быстро распространялась по миру часто через его иммигрировавших учеников.

Вопрос 08. Какие жизненно важные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.

Ответ. Киноискусство, особенно с появлением звуковых фильмов, оказалось самым понятным массовому зрителю, неискушённому элитарной культурой, который с развитием капитализма стал основным потребителем. С появлением телевидения фильмы стали приходить в дома, не требуя даже похода в кинотеатр. Культовые фильмы стали формировать мировоззрение целых поколений. В период между мировыми войнами фильмы затрагивали как основные жизненные проблемы вроде любви и ненависти, так и чисто бытовые трудности. Во время мирового экономического кризиса появился знамениты голливудский стиль, представители которого в беспросветности настоящего тех лет снимали про то, что в итоге всё будет хорошо, будет happy end.