§19. Состояние культуры в Западной Беларуси.

1. Охарактеризуйте национальную и конфессиональную политику польского правительства на западнобелорусских землях. Докажите, что политика польского правительства в сфере образования, культуры, религии нарушала положения Рижского мирного договора.

Шел процесс ликвидации православной церкви, путем ее принудительного превращения в церковь католическую и униатскую. На православное духовенство оказывалось давление с целью принудительного перехода с белорусского или русского языка на польский в церковной проповеди и в преподавании религии в школе. Из 500 существовавших ранее в крае православных церквей, в 1924 г. 300 были преобразованы в католические и униатские. В 1932 г. польское правительство под давлением Ватикана приняло тайное решение о том, что «задача обращения Востока в католичество, так же как и в прошлые столетия, остается и впредь «исторической миссией» польского государства». Чтобы сохранить православную церковь в Польше патриарх Григорий VII даровал ей автокефалию (статус самостоятельной церкви). Это способствовало недопущению ее слияния с католической и униатской церквями и сохранению православия на западнобелорусских землях. Шла политика по ополячиванию населения, навязывался польский язык. Нарушались условия Рижского мирного договора. В нем указывалось, что Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальностей все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и исполнение религиозных обрядов. Также, там говорилось, что белорусы, украинцы и русские на территории Польши, имеют право сохранять свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру. Все эти положения договора нарушались.

2. Что такое ТБШ? Назовите основные направления его деятельности.

Товарищество белорусской школы. Это была массовая культурно-просветительская организация. Создана в 1921 г., а в начале 1930-х гг. ТБШ насчитывало около 500 кружков, в ее рядах было 30 тыс. активистов. ТБШ занималось тем, что боролось за грамотность населения, за открытие новых школ, создавало клубы и библиотеки, избы-читальни, боролось за сохранение белорусского языка. Занималось организацией культурной жизни. Создавали народные хоры, издавали учебники, песенники. Уже в 1937 г. деятельность товарищества была запрещена.

3. Назовите фамилии деятелей науки, литературы и искусства Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг. Какими были основные темы в творчестве деятелей культуры Западной Беларуси в 1921 – 1939 гг.

Работало в г. Вильна работало Белорусское научное товарищество. Основали его В. Ластовский, братья Иван и Антон Луцкевичи. Они занимались тем, что переводили на белорусский язык педагогическую и художественную литературу. Выступали с докладами и сообщениями по истории, литературе и этнографии. Б. Тарашкевич выдающийся общественно-политический деятель, ученый-языковед, педагог, публицист и переводчик. Написал «Белорусскую грамматику для школ. В литературу Западной Беларуси вошли такие известные поэты, как М. Танк, П. Пестрак и др.. Широкую известность приобретают баллады , песни, лирические стихи, сказки М. Танка. Главная тема поэзии П. Пестрака была борьба западнобелорусских трудящихся за свое национальное и социальное освобождение. Художники П. Сергиевич и Я. Дроздович отражали жизнь крестьян, историческое прошлое Беларуси, красоту белорусской природы. Я. Дроздович создал графическую серию древней архитектуры Беларуси и Литвы – «Глубокое», «Мир», «Крево», «Лида», «Троки» и др.

Ваше мнение. Стр. 106. Как вы считаете, почему писатели и художники Западной Беларуси часто обращались в своем творчестве к историческому прошлому белорусского народа?

Для того, чтобы поднять дух патриотизма у людей, подчеркнуть достижения и вклад в мировую культуру белорусского народа. Это было очень важно для нации, так шла полонизация и наступления польских властей на культуру Западной Беларуси.