§ 16. Культурные преобразования в СССР

1. Объясните значение понятия «культурная революция». Чем была вызвана необходимость ее проведения в СССР? Определите положительные и отрицательные стороны культурных преобразований, проведенных в СССР?

« Культурная революция» в СССР подразумевала под собой борьбу с неграмотностью, создание новой советской школы, подготовку новых кадров, создание новой "народной" интеллигенции, развитие науки, искусства, литературы род контролем большевиков и опираясь на марксистско-ленинскую идеологию. Плюсы были в том, что в короткие сроки ликвидировали неграмотность, создали развитую систему образования, которая была бесплатной и общедоступной, появилась масса высококвалифицированных рабочих, заработала научная мысль, сложилась особая советская культура. Минусы - господство марксистско-ленинской идеологии, тотальный контроль со стороны государства ограничивали развитие наук, запрещали внедрять новшества с Запада, ограничивали сферу искусства.

2. Какие меры были предприняты советской властью с целью ликвидации массовой неграмотности? Как решалась задача подготовки кадров для нужд индустриализации? Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал высокообразованной страной.

Для ликвидации неграмотности уже в 1923 г. было создано общество "Долой безграмотность". Руководили этим обществом Калинин М.И. (глава законодательной власти) и Луначарский А.В. (нарком просвещения). Были открыты тысячи школ и пунктов обучения грамоте. Обучали и детей и взрослых. К 1939 г. 80% населения умели читать и писать, считать. Образование стало бесплатным, созданы трудовые школы, обучение в которых проводилось в два этапа, со сроками 5 лет и 4 года. Появились рабфаки (рабочие факультеты). Они готовили молодежь для поступления в вузы. Это привело к росту студенчества и специалистов с высшим образованием. С 1930 г. введено всеобщее обязательное начальное образование. Индустриализация требовала увеличения числа грамотных специалистов, поэтому уже с 1933 г. для рабочих созданы рабочие школы и профессиональные курсы. По сравнению с 1913 г. количество вузов увеличилось фактически в 8 раз, а число специалистов выросло с 1,5 млн человек в 1917 г. до 20 млн в 1941 г. Это говорит о том, что СССР к концу 1930- х гг. стал высокообразованной страной.

3. Как Советское государство относилось к развитию науки? Почему особому контролю подверглись гуманитарные науки? Чем были вызваны репрессии против деятелей культуры?

СССР выделял огромные средства на развитие научных исследований, но упор делался на естественные науки. Теория космических полётов К. Э. Циолковского, теория реактивного движения Ф.А. Цандера, достижения И.П. Павлова в области физиологии, Н.И. Вавилова в области генетики, теория биосферы В.И. Вернадского. Прорыв в авиастроении и ракетостроении связан с именами А.Н. Туполева, С.П. Королёва. А гуманитарные науки подверглись гонениям, т.к. многие из них противоречили марксистско-ленинской идеологии. Многие учёные покинули страну в годы Гражданской войны, а многие были репрессированы (А.Ф. Лосев ученый-гуманитарий был репрессирован, великие русские мыслители П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев покинули страну). Они были не согласны с большевистской линией, поэтому подверглись гонениям со стороны государства.

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства? Какую роль в советском обществе играла марксистско-ленинская идеология?

Огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства проявилось в навязывании едино верной с точки зрения государства и партии идеологии марксизма-ленинизма. Большинство произведений писались под указку партии. Например, официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, который предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно партии. Те, кто не согласны с этой линией, покинули страну или были репрессированы. Тотальная цензура боролась с несогласными, а марксистско-ленинская идеология играла основополагающую роль в жизни государства и общества.

5. В чем суть принципа социалистического реализма? Почему советских писателей, отражавших негативные стороны жизни советского общества, обвиняли в очернительстве, уходе от действительности и не допускали публикации их произведений?

Суть принципа социалистического реализма в том, что он предполагал создание произведений, которые раскрывают содержание социалистического строительства, рассматривают окружающую действительность с точки зрения партийности и борьбы за социализм. Отражалась не реальность, а то, что угодно большевикам. Необходимо было показывать партийцев только с положительной стороны, как они помогают людям и борются за построение социализма, но то, что не все они делали верно, что людям тяжело жилось в это время, было показывать запрещено. Кулаки, например, изображались как враги народа и государства, а тот факт, что они были хорошими хозяевами, на которых не сумело опереться государство, умалчивался. Как умалчивалось и то, что раскулачивали и середняков. Тех, кто решался написать, как есть, обвиняли в очернительстве, не допускали публикации их произведений, а некоторых и репрессировали.

6. Составьте обобщающую таблицу «Достижения культуры СССР в 1920 – 1930-х гг.». Используйте дополнительную литературу.

литература М.А. Шолохов «Тихий Дон», В. Катаев «Время, вперед!», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Булгаков М. «Мастер и Маргарита», которое было запрещено.
живопись С. Герасимов, К. Петров-Водкин, А. Дайнека, М. Греков посвящали картины Октябрьской революции и Гражданской войне.
скульптура В.И. Мухина «Рабочий и колхозница».
архитектура Сталинский стиль в архитектуре, проект Дворца Советов (не был реализован)
музыка С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Т. Хренников, Д. Кабалевский, И. Дунаевский и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин.
театр Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
кинематограф С. Эйзенштейн «Октябрь», С. И Г. Васильевы «Чапаев».

7. Какую политику по отношению к церкви проводило Советское государство? Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика? Дайте оценку политике государства по отношению к церкви и религии.

Советская власть активно вмешивалась в дела конфессий. Происходила конфискация церковного имущества, не признавался церковный брак. Уже в 1918 г. принят закон об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре духовенство лишили права голоса, а в период Гражданской войны, индустриализации и коллективизации шли репрессии духовенства. Специальный отдел НКВД отнес "церковников" к "антисоветским элементам". Шли массовые аресты и расстрелы священнослужителей. Политика по отношению к ним немного смягчилась, после того, как церковь призвала к защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.

Предлагаем обсудить. Стр. 109. Почему к середине 1930-х гг. они практически прекратили существование?

Потому что произошло становление тоталитарного государства с одно идеологией марксизма-ленинизма, борьба и репрессии против несогласных, борьба с западничеством и т.д. поэтому большинство из них прекратили свое существование.