§ 28 (2007г.) Европейские государства в XVI—XVIII вв.



1. Что такое абсолютизм? Каковы его характерные признаки?

Абсолютизм – форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью, сосредоточили в своих руках все её рычаги, прежде всего, финансы и стремились контролировать все сферы государственной деятельности непосредственно или через бюрократический аппарат. Абсолютизм обладает следующими характерными признаками:

(a) в руках наследственного монарха сосредоточивается и исполнительная, и законодательная, и судебная власть;

(b) власть монарха становится абсолютной, регламентировавшей все виды службы и состояния сословий;

(c) управление осуществляется через развитый бюрократический аппарат;

(d) происходит централизация, унификация и регламентирование государственного и местного управления, территориального деления;

(e) войско становиться регулярным, постоянным;

(f) внедряется система постоянного налогообложения;

(g) государство либо подчиняет церковь, либо встаёт во главе неё;

(h) вырабатываются теории, обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.

2. В чем ученые видят исторические предпосылки перехода к абсолютизму?

Предпосылки абсолютизма:

(a) логика развития сословно-представительной монархии;

(b) серьёзные противоречия между примерно равными по силе сословиями позволили монарху возвыситься.

3. Какие задачи стояли перед Нидерландской революцией 1566—1609 гг.? Каково ее значение?

(a) Задачи Нидерландской революции:

i. добиться свободы исповедания протестантизма;

ii. добиться большего внимания короля к делам Нидерландов или получить независимость от Испании.

(b) Значение Нидерландской революции:

i. Нидерланды стали республикой, что дало пример остальным народам;

ii. в качестве независимого государства Нидерланды стали одной из мощнейших и богатейших морских держав Европы XVII века.

4. В чем состояли причины и итоги Английской революции середины XVII в.?

(a) Причины Английской революции:

i. попытки Якова I и Карла I приблизить государственный строй Англии к абсолютизму (в частности, править без парламента);

ii. попытки Карла I ввести новшества в службе и иерархии церквей Англии и Шотландии, приближавших их к католицизму;

iii. неудачи Карла I в Епископских войнах с Шотландией;

iv. нежелание Карла I идти на компромиссы с созванным в 1640 году парламентом.

(b) Результаты и значение Английской революции:

i. попытки установить абсолютизм в Англии и Шотландии провалились;

ii. буржуазия получила доступ к государственной власти;

iii. феодальная собственность стала буржуазной;

iv. провозглашалась свобода торговли и предпринимательства;

v. католики были окончательно изгнаны из системы управления государством;

vi. заложены основы правового государства и гражданского общества с гражданскими правами жителей, неприкосновенностью их личности и имущества;

vii. идея революции о равенстве всех перед законом и её ход произвели большое впечатление на правителей и населения других государств.

5. Какую роль в европейской и мировой истории сыграли, Английская революция середины XVII в.?

Для английской истории важнее всего было то, что в результате перепетий революции были заложены основы правового государства и гражданского общества с гражданскими правами жителей, неприкосновенностью их личности и имущества. Мировую же общественность шокировала казнь Карла I, из-за чего многие страны (включая Россию) прекратили всякие контакты с Англией. Но для будущих поколений была важнее общественная-политическая мысль, которая стала реакцией на эти события и новые социально-политические реалии Англии.

6. Что такое просвещенный абсолютизм? Какие точки зрения историков по вопросу о его сущности вам известны?

Просвещённый абсолютизм предполагал реформирование государства монархом на основе идей Просвещение. Используя свою абсолютную власть короли и императоры уничтожали пережитки феодализма, пытались обеспечить достойное существование всем подданным. Конечно, проводившиеся этими монархами реформы не ограничивали их собственную абсолютную власть. Некоторые учёные признают его естественной стадией развития абсолютизма, другие считают его лишь не имевшей большого значения попыткой изменить внешние формы социальной жизни без изменения их внутреннего содержания, своего рода костюмированным балом с переодеваниями.